Скидки на товары до 20-30% не оставляют равнодушными все больше потребителей с «экономной» жилкой. Хотя при этом почти половина из тех, кто когда-либо делал покупки в интернете, все еще считает эти операции рискованными.
Тень на дисплей
Главный минус «нашей» интернет-торговли, по словам самих «электронных» трейдеров, — ее теневая составляющая. Хотя грань между «светом» и «тенью» в нерегулируемом законами интернете весьма условна, более высокое качество обслуживания предоставляют те интернет-магазины, чьи владельцы зарегистрированы как частные предприниматели (верный признак того, что гарантийный штамп в паспорте того или иного товара не будет «липой»).
Качество же обслуживания у нелегалов иногда «ниже плинтуса». Но в какой-то степени это и плюс для потребителей: «легальные» электронные магазины стараются «улучшить впечатление» от общения с Сетью максимальной лояльностью. «Мы недавно заказали в Сети фотоаппарат, его доставили в срок и бесплатно, но цена оказалась несколько выше, чем было заявлено на сайте, — рассказала Ольга, сотрудник одного из деловых изданий. — Менеджер магазина долго извинялся, мол, не успели обновить информацию, после чего предложил на выбор подарок. Мы выбрали USB-вентилятор, стоивший намного дороже, чем наша переплата за фотоаппарат, но еще сильнее впечатлило отношение продавца, попытавшегося максимально сгладить неприятную ситуацию».
Но в целом по уровню электронной торговли до продвинутых стран нам еще далеко. Даже в соседней России уже около половины интернет-пользователей делают онлайн-покупки, а это — более 10 млн любителей электронного шопинга.
В Дании, интернет-аудитория которой равна украинской (более 6 млн пользователей), объем рынка составляет $6525 млрд. В Украине же, по подсчетам маркетологов за прошлый год, — всего $160-250 млн. Более точные цифры, по причине недоступности теневой информации, эксперты сказать затрудняются.
По мнению Евгения Шевченко, директора ИМА UAMASTER, обуславливают рост рынка два фактора: проникновение интернета и популяризация электронных платежей. «Можно ожидать, что количество покупателей в Сети будет каждый год удваиваться, — говорит он. — Безусловно, будет расти и уровень доверия».
Еще одна тенденция — украинцы уже не боятся приобретать дорогие товары в Сети. «Раньше основными покупателями в «нете» были искатели недорогих товаров за $100-150 — мобильных телефонов, фотоаппаратов, портативной электроники, карт памяти, аксессуаров, — комментирует Владимир Кметь, руководитель направления интернет-продаж холдинга AVentures Group. — Сейчас растет спрос на такую технику, как ноутбуки, ЖК-телевизоры. Определяющим фактором при выборе магазина становятся не только и не столько цена, сколько репутация магазина и его пост-продакшн».
Активнее всего, как в украинской, так и зарубежной Сети, продаются мобильные телефоны, компьютерное «железо», всевозможная электроника для дома, книги и диски, авто-мобильные шины и диски.
«В интернете очень удобно покупать либо типовые, либо, наоборот, эксклюзивные ве-щи, — считает Дмитрий Лысюк, исполнительный директор компании Gemius Украина. — Типовые вещи (канцелярские принадлежности, книги, компьютерное «железо» и т.д.) не требуют более внимательного изучения. Их покупка в Сети — всегда экономия времени. С другой стороны, редкие товары (предметы антиквариата, дизайнерская мебель) в офлайне просто найти намного тяжелее, чем в интернете».
Чистые и нечистые
Всего в Украине, по версии рейтинга Bigmir.net, на сегодняшний день зарегистрировано 3296 электронных торговых точек. Условно их можно разделить на три вида: «чистые» интернет-магазины, онлайн-версии реальных торговых точек и электронные витрины. Чистых украинских онлайн-магазинов немного — около 10% от общего количества. Их главная особенность в том, что весь цикл покупки (выбор, заказ, оплата) осуществляется в онлайне.
Несмотря на то, что именно этот вид торговых точек максимально виртуален, покупать в них приятно. Цены ниже, чем в реальных магазинах, на 20-30%, заказы отрабатываются ежедневно, информация на сайте максимально актуальна. Отсутствие офлайновой торговли позволяет владельцам концентрироваться на интернет-направлении и качестве сервиса. Наиболее популярные способы оплаты — электронные деньги, кредитные карты, реже встречаются оплата наложенным платежом или наличными при доставке. Как водится, самый заманчивый сектор — самый рискованный. «Владельцы многих интернет-магазинов зачастую даже не являются юридическими лицами, соответственно, завтра вы этот магазин можете просто не найти», — говорит Дмитрий Лысюк.
Мошенники чаще всего маскируются под магазины, предлагающие товар по заниженным в разы ценам. Как правило, контактных телефонов на сайте нет, заказ можно сделать лишь через электронную форму или e-mail. Предлагается, конечно же, 100%-я предоплата, причем исключительно электронным платежом.
Онлайн-версии реальных магазинов (20% от общего количества) отличаются в первую очередь высокими ценами — иногда практически такими же, как и в розничных сетях. В то же время они наиболее надежны — реальный магазин за день не исчезнет. Туда всегда можно прийти и предъявить претензии. Во всем мире именно этот вид магазинов пользуется наибольшей популярностью. К примеру, в рейтинге крупнейших российских онлайн-магазинов тринадцать из первых двадцати самых успешных интернет-торговцев — сетевые версии реальных торговых компаний.
В первой десятке электронных продавцов США восемь принадлежат большим розничным сетям или крупным производителям. У нас же все наоборот: в двадцатке самых популярных виртуальных торговых ресурсов только одну позицию занимает интернет-магазин крупной розничной сети. Чтобы как-то исправить положение, в последнее время некоторые онлайн-версии начали предлагать товар по ценам на 10-20% ниже розничных.
Наиболее популярный вид электронных торговых точек — «электронные витрины» (около 70% рынка). Это нечто среднее между чистым онлайн-магазином и продолжением офлайн-магазина. Товар можно просмотреть в электронном каталоге на сайте компании. Магазина реального у «витрин» нет, но заказ оформить можно как через интернет, так и просто позвонив по контактному телефону. Оплата чаще всего происходит при доставке товара — наличными. Цены в таких магазинах, как правило, на уровне чистых онлайн-магазинов.
Осторожно — доставка!
80% электронных сделок приходится на столицу. По словам Евгения Шевченко, «сегодня в Киеве в интернете можно купить практически все.
В остальных городах-миллионниках выбор будет уже намного скуднее. А в небольших городках, пускай и областных центрах, вы и вовсе ничего в Сети не купите. Пользователей интернета пока слишком мало, чтобы вести нормальную торговлю через интернет. Соответственно, и электронные магазины никто не открывает». Безусловно, обладатели выхода в Сеть из Диканьки или Жмеринки могут отправлять свои заказы на любые «центральные» сайты. Но привезут ли им товар?
Проблемы с доставкой досаждают украинцам больше всего, с ними сталкивались, по данным исследовательского агентства Gemius Украина, около 37% опрошенных. Как правило, магазин сначала набирает определенное количество заказов для определенного района города, только после этого туда едет курьерская машина. В результате покупатель получает товар не тогда, когда он хочет, а «когда получится». Повлиять при этом на сетевого продавца невозможно, ведь заказы — это, по сути, устные договоренности, не имеющие юридической основы.
Собственно, как и вся интернет-торговля. «В Украине нет такого юридического понятия — «интернет-магазин». По-сути, это хаотичный, нерегулируемый рынок, — говорит Дмитрий Лысюк. — Именно такой формат магазина сегодня — один из наиболее простых способов открыть собственный бизнес. Не нужно ни большого стартового капитала, ни офиса и т.д. Отсюда — низкие цены и низкое качество обслуживания».
Еще один подвох — неактуальная ценовая информация на сайте. Чаще всего этим грешат «электронные витрины».
В некоторых магазинах (например, парфюмерии) прайсы могут меняться чуть ли не каждый день. А обновлять информацию на сайте владельцы то ли не успевают, то ли не хотят успевать. К слову, для более удобного поиска самых дешевых ценовых предложений в Сети создано множество сайтов сравнения цен.
По идее, зайдя на них и введя в поиске интересующее вас наименование, вы тут же получаете рейтинг ценовых предложений различных интернет-магазинов — от самых дешевых до самых дорогих. Однако на практике данные на «сравнительных» сайтах еще больше запаздывают. Поэтому желающим сэкономить лучше напрямую уточнять в интернет-магазинах, в самом ли деле на том или ином ресурсе самая низкая цена.
Эксперты рисуют самые радужные перспективы интернет-торговле у нас, но при условии, что государство не станет регулировать электронную торговлю. Особую популярность, по мнению экспертов, приобретут магазины, продающие товары массового спроса (продукты питания, косметику, бытовую химию).
ЕВГЕНИЙ ГУМЕНЮК . Владелец интернет-магазина Secur.com.ua
— В различных интернет-магазинах разброс цен может быть достаточно серьезным (до 20% от стоимости товара). Наиболее верный способ найти самое дешевое предложение — при помощи поисковика просмотреть хотя бы десятка два интернет-магазинов. Но это — немалые временные затраты. Так что тут уже сами решайте, что важнее — экономия денег или времени. В принципе, можно воспользоваться и сайтами сравнения цен.
По идее, они должны быстро показать пользователю, какой магазин предлагает товар дешевле. Но зачастую информация на них неправдива. Многие интернет-магазины лукавят, ставя там заниженные цены, чтобы привлечь пользователя. Реально же цены значительно отличаются. К слову, иногда информация и на сайте магазина также может быть неактуальной. Так что советую обязательно перед покупкой уточнить стоимость.
ЕВГЕНИЙ КОЗЛОВ . Управляющий партнер SEO-Studio
— Надежность и качество любого интернет-магазина можно легко определить при первом взгляде на сайт. Широкий ассортимент товаров говорит о том, что это крупная компания, скорее всего, отвечающая за качество. Удобная внутренняя структура разделов сайта, оригинальный (а не шаблонный, бесплатно скачанный из интернета) дизайн и фирменный стиль показывают, что в сайт вкладывали деньги, а соответственно, владельцы настроены на долгосрочную работу. Посмотрите, можно ли на сайте оставлять отзывы, и фильтруются ли они администратором сайта.
Еще один важный критерий — наличие городских координат (адреса, телефона). Но самый важный показатель для покупателей — лидирующие позиции интернет-магазина в поисковых системах и рейтингах по тематике сайта. Когда потенциальный покупатель вводит запрос на интересующий его товар в Google, то серьезные, крупные компании всегда будут на первых местах