Четверг, 13.08.2020, 14:35
Service M
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [112]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 81
Главная » Статьи » Мои статьи

Россия затеяла энергетическую войну с Украиной

В публикуемом Минэкономики ежегодном отчете, посвященном анализу экономической безопасности Украины, регулярно отмечается критический показатель ее энергетической составляющей. Последний обусловлен тем, что доля импорта из одной страны (РФ) в совокупных поставках энергоносителей в Украину превышает 50%. Россия уже контролирует поставки нефти и газа, а также готового ядерного топлива. Для энергетического безопасности страны такая ситуация является критической, поскольку названные источники являются основой электроэнергетики, ЖКХ и топливного рынка страны. В сложившейся ситуации программа минимум экономической стратегии государства должна предусматривать сдерживание дальнейшего роста уязвимости от России. Однако, ситуация последних лет демонстрирует обратные тенденции. К перечисленным сегментам, добавилось усиление зависимости от российского угля коксующихся марок.

Дефицит данного вида ресурса в Украине вызван как объективными (истощением запасов качественных углей), так и субъективными факторами (провалом программы реформирования отрасли). Несмотря на ежегодные миллиардные дотации угольной отрасли, она так и не смогла выйти из состояния стагнации, начавшегося после распада СССР. В то же время черная металлургия, которая является крупнейшим потребителем коксующихся углей, после пика упадка в середине 90-х сумела нарастить производство в два раза, и по некоторым видам продукции достичь уровня 1990-го года. Из-за такой асимметричности образовался существенный разрыв между спросом металлургов на кокс, и способностью украинских шахт обеспечить для этого производство необходимого количества коксующегося угля.

Особенно остро проблема проявилась в текущем году. Украинские металлургические предприятия задекларировали производство около 46 млн. т стали и свыше 38 т. чугуна. Для выполнения такой производственной программы, металлургам потребуется около 29-30 млн. т. концентрата коксующихся углей, из которых Украина может обеспечить не более 17-18 млн. т., и только в том случае если вторая половина года обойдется без крупномасштабных катастроф, которые произошли в прошлом году на шахте им. Засадько. Остальную часть угля пройдется импортировать.

К слову, баланс обеспечения коксующимся углем украинских метпредприятий за 7 месяцев подтверждает пропорцию между импортом и внутренним предложением. По информации руководителя ассоциации «Металлургпром» Анатолия Старовойта, за 7 месяцев 2008 года украинские предприятия закупили 18 млн 525 тыс. тонн угольного концентрата и рядового угля, из них только 11 млн 931 тыс тонн сырья поставили украинские шахты. Дефицит коксующихся углей был ликвидирован с помощью импорта и снижением производства чугуна. При этом, в структуре импорта поставки с РФ составили 75%. Более того, в структуре внутреннего потребления коксующихся углей доля РФ стремительно приближается к 30%, то есть к максимально допустимой отметки, которая считается безопасной для экономики государства.

Между тем, в сложившей ситуации, проблема заключается не столько в том, что Украина оказалась зависима от РФ по всем видам энергоносителей, столько в политической нестабильности в Москве, в результате чего поставки коксующихся углей могут быть заблокированы. При этом, вряд ли, стоит говорить о последствиях возникновения 30%-го дефицита на рынке углей, и соответственно, кокса в Украине.

Такой поворот событий вовсе не гипотетический риск для украинского ГМК, а весьма реальная перспектива. В середине лета, «по заказу» российских металлургов премьер-министр РФ Владимир Путин прошелся с беспрецедентной критикой по экспортерам коксующегося угля. Это событие стало закономерным продолжением давление на сырьевиков со стороны российских металлургов. Последние никак не хотят покупать уголь по рыночным ценам, а для того, чтобы у угольщиков не было альтернативы, намерены заблокировать экспорт. Сначала они обратились в Федеральную антимонопольную службу РФ с требованием разобраться с причинами повышения внутренних цен на уголь. По мнению самих же металлургов, причиной роста цен на коксующиеся угли стало стремительное увеличение экспортных поставок. Позже, опять же по инициативе российских металлургических предприятий, правительство РФ создало межведомственную комиссию, которая должна изучить возможность введения экспортных ограничений на сырье.

Учитывая, что сырьевые компании не имеют такого влияния на власти, как российские металлурги, уже в ближайшем времени можно ожидать, что ограничения на экспорт таки будут введены. По последней информации, компании, занимающиеся экспортом, уже подписали «длинные» контракты на поставку сырья с металлургами РФ, предусматривающие увеличение объема отгрузок.

По данным «Росинформугля» в 2007 г. российские компании добыли 74,9 млн т коксующегося угля, из которого было сделано 54 млн т концентрата. Из них 42,4 млн было продано на внутреннем рынке, 12 млн т пошло на экспорт. Свыше 60% концентрата закупила Украина, остальные поставки были направлены в Китай и ЕС. Стоит отметить, что в силу политических раскладов, россияне, вряд ли, решаться разорвать контракты с компании названных стран, поэтому сокращение поставок коснется, прежде всего, Украины.

В РФ все более четче прослеживаются тенденции к блокированию экспорта из страны ресурсов с низкой добавленной стоимостью. С точки зрения развития экономики, такой подход вполне оправдан для России, однако от этого объективно пострадают интересы Украины. Надежды Кабмина решить проблемные моменты в процессе переговоров о вступлении РФ в ВТО кажутся чрезмерно иллюзорными и наивными, поскольку в случае наличия политической воли, российские экспортеры сырья будут «добровольно» под угрозой репрессий со стороны Кремля сокращать экспорт даже в формальном режиме свободной торговли. К тому же, как показывает практика, правила всемирной торговой организации достаточно гибкие. Стоит напомнить, что ограничения на экспорт сырья и полуфабрикатов действуют в КНР и Индии, которые, тем не менее, продолжают оставаться членами ВТО.

В данном контексте, перед Украиной встает задача диверсификации поставок. Вариантов не так уж и много. К числу экспортеров коксующихся углей относят США, Канаду, Австралию. Из первых двух стран Украина возит сырье, однако эксперты констатируют, что наиболее перспективным регионов является именно Австралия. Здесь сконцентрированы самые большие запасы высококачественных коксующихся углей, которые добываются в относительно легких горно-геологических условиях. К тому же, предприятия, занимающиеся добычей коксующихся углей расположены вблизи восточного побережья страны, рядом с крупнейшими угольными терминалами (Нью-Касл, Вуллонгонг), которые обеспечивают высокую пропускную способностью морских портов, что уменьшает затраты, связанные с обслуживанием экспортных поставок. Согласно краткосрочному плану Австралии на 2008-2009 г. средний ежегодный рост экспорта коксующегося угля должен составить 3,8%, увеличившись до 138 млн. т.

Касательно США и Канады, то импортом сырья с них сейчас активно занимается ИСД, которому необходимо загружать сырьем свой «Алчевсккокс». Корпорация полностью зависима от закупки сырья на стороне, и около половины из общей потребности в более чем 4 млн. т планирует импортировать из дальнего зарубежья. В Канаде и США в этом году, компания намерена закупить около 2 млн. т коксующихся углей. Однако, за первые 7 месяцев из этих стран было завезено немногим менее 1 млн. т, что дает основание прогнозировать о невыполнение плана поставок по итогам года.

По всей видимости, главной проблемой является банальная неспособность украинской портовой инфраструктуры принять и обработать относительно небольшой объем сырья. Украинские порты не являются глубоководными, поэтому не могут принимать суда дедвейтом более 100 тыс. Отечественные металлурги решают эту проблему тем, что сначала они завозят сырье в зарубежные глубоководные порты (чаще всего румынский порт Констанца), откуда уже потом уголь поставляться в Украину более мелкими судами. Безусловно, такая схема поставок существенно удорожает себестоимость продукции, поэтому она, вряд ли, эффективна. Чтобы решить эту проблему, ИСД создал с «ArcelorMittal Кривой Рог» консорциум, среди приоритетов работы которого называется строительство глубоководного порта на черноморском побережье. К слову, о подобных намерениях объявили «Метинвест» и австрийская Voestalpine, которая планирует построить крупный завод в Одесской области.

Инвестиции названных ФПГ могут отчасти разрешить проблемы слабой пропускной способности украинских портов и высокой степени износа основных фондов. На данный момент государство прочно закрепило за собой право собственности на МТП, однако для их развития требуются многомиллиардные инвестиции, которые оно самостоятельно привлечь не может. В связи с этим, правительство заинтересовано в сотрудничестве с частным капиталом. Достаточно позитивно проявил себя опыт частно-государственного партнерства в морском торговом порту «Южный», где группа «Финансы и кредит» недавно завершила сооружение погрузочного терминала пропускной способностью 5 млн. т. в год.

Еще один совместный проект сейчас реализуется в Севастопольском морском торговом порту (СМПТ), где компания «Авлита» планирует построить крупнейший глубоководный порт в стране. В рамках программы развития СМТП предусматривается углубление причалов и подходных каналов, что даст возможность принимать в севастопольской бухте крупнотоннажные суда дедвейтом до 140 тыс. тонн. Кроме того, «Авлита» также намерена построить универсальный перегрузочный комплекс сыпучих грузов, что позволить увеличить объем принимаемых грузов при одновременном улучшении экологической безопасности города за счет использования высоких технологий. Отметим, что среди заявленных инфраструктурных проектов – севастопольский наиболее близок к фазе практической реализации.

В условиях возможного прекращения импорта коксующихся углей, государство должно быть заинтересовано в максимально оперативных сроках реализации подобных проектов. Поставки сырья из РФ может сократиться уже в ближайшей перспективе, а строительство портов требует 4-5 год. Вряд ли на это время, украинское правительство сможет организовать поставки украинским металлургам дополнительно 12-15 млн. т. качественного коксующегося угля.

14.08.2008 | Алексей Левицкий



Источник: http://ugmk.info/print.php?art=1218698634
Категория: Мои статьи | Добавил: start-sm (21.10.2008) | Автор: ugmk.info, бизнес-портал о реальном
Просмотров: 427 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Copyright MyCorp © 2020 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz